Мечты о небе или Как я проходила собеседование на вакансию бортпроводника

Хочу поведать вам сегодня свою историю из жизни. История долгая, но интересная и, надеюсь, поучительная.

Некоторое время назад испытывала острый психологический кризис, формированию которого поспособствовали многие факторы, самый весомый из них, пожалуй — крайне нестабильная ситуация на работе, тянувшаяся довольно долгий период. Ситуация настолько нестабильная, что я загонялась в угол и не видела себя в том будущем, которое следовало из этого настоящего.

Т.к. кризис — это состояние, которое подразумевает под собой переоценку жизненного опыта и выбранного пути, состояние, когда дальшнейшее существование в рамках прежней модели невозможно, выход мне виделся только один — срочно все менять, весь свой образ жизни. При чем, кардинально и без альтернатив.

Не знаю, помогла бы в этом случае смена работы в рамках выбранного мною профиля, т.к. поменялся бы работодатель, коллектив, а формат работы остался бы прежним.

Я понимала, что не могу и не хочу больше все свое рабочее и часть нерабочего времени проводить за монитором компьютера, вдали от живого общения с людьми, от взглядов в глаза а не экраны мониторов. Сидеть лишь и ежедневно решать какие-то абстрактные проблемы, не существующие в материальном мире. Все это кажется скучным и однообразным. Совсем не тем, о чем мечтает юная романтичная особа.
Такие мысли и довели меня до момента, когда я оторвалась от решения всех своих (и чужих) проблем, снова села за монитор, но уже в другом качестве. Сейчас я писала резюме. На вакансию бортппроводника. Да, вам покажется это абсурдной и сумасшедшей идеей. И мне она казалась такой же, но желание изменить жизнь и давняя мечта, уходящая корнями в детство, заставляли меня завершить дело до конца.

Раскрою всю ситуацию более подробно, чтобы ты понимал о чем идет речь. Тем более, потому что еще нигде не освящался этот вопрос подробно и с тех граней, как планирую сделать я.

В нашем государстве нет ни СУЗов, ни ВУЗов, где бы учили на эту романтичную и заоблачную профессию. Все счастливые обладатели таковой проходят обучение в той компании, куда они решили трудоустроиться. Немаловажный факт: авиакомпании в нашей стране базируются только в Москве, Питере, Екатеринбурге и еще нескольких городах, перечислить которые можно по пальцам одной руки. По другому попасть в небо в этом качестве нельзя.

Перед тем, как пройти обучение, конечно же, нужно пройти собеседование,
а после удачного собеседования — медицинскую комиссию под аббревиатурой «ВЛЭК».

На собеседование в компанию можно попасть далеко не каждому желающему. Есть несколько обязательных пунктов:
собеседование на бортпроводника
— Гражданство РФ
— Возраст 19-30 лет
— Рост 160-175 см, размер одежды до 46-го
— Умение плавать, зрение до -2,5
— Приятная внешность, умение в четкой, доступной форме излагать свои мысли
— Наличие высшего или средне-специального образования (плюсом будет диплом факультета психологии, педагогики, лигвистики)
— Отсутствие шрамов, татуировок на видимых частях тела
— Знание английского языка на уровне Pre-Intermediate
— Обязательное наличие загранпаспорта
— Отличное здоровье

Напротив каждого пункта из этого списка я поставила галочки, исключение составил лишь пункт с загранпаспортом — он у меня отсутствовал, но я подумала, что
сделать его за месяц (а до начала занятий оставалось примерно такое время) вполне реально.
Английский я знаю, но не была уверена что знаю его на нужном уровне. Поэтому с момента написания резюме начала активно и целеустремленно готовиться к нему — читала книги, слушала аудиозаписи носителей языка, повторяла грамматику.

Для обычных девушек из периферии, мечтающих о красивой жизни в облаках, есть еще одна немаловажная трудность — при удачном прохождении собеседования и ВЛЭК, трудовой договор с вами подписывается только при наличии у вас Московской регистрации. Задумайтесь об этом сразу, до того, как начнете мечтать и писать ваше резюме. Кроме того, московское проживание тоже отнюдь не дешевое, но об этом далее.

Итак, я отправила свое резюме в несколько компаний и не прошло дня, как мне позвонили два крупнейших российских авиаперевозчика.
Мои диалоги с представителями обоих компаний были идентичными — уточнили возраст, рост и размер одежды, убедились в моих благих намерениях и попросили перевести несложные предложения типа «моя машина быстрее твоей» на английский. После этого я была записана на собеседования, при чем так совпало, что собеседования у обоих компаний проходили в 1 день, с разницей в 4 часа и несколько десятков километров — одно на ст.м. Динамо, другое — ст. м. Домодедовская. При самом удачном раскладе дорога от одной компании до другой занимает минимум 1 час, поэтому, очевидно, что во вторую компанию я никак не успевала, чем была очень сильно огорчена. Но, как говорится, се ля ви.

Опять я убежала вперед паровоза. Итак, даты собеседований назначены, по счастливой случайности я как раз на это время планировала визит в столицу.
В реальность и благорассудность идеи я, как и большинство моих знакомых, посвященных в коварный план покорения неба, верила мало, но рассказы бортпроводниц о жарких странах, пальмах, теплых лучах морского солнца и недельных командировках в эти райские уголочки делали свое дело. И вот, лежу я на верхней полке фирменного Ульяновск-Москва и представляю уже как будет цвет форменного шарфика сочетаться с цветом моих глаз, как я буду улыбаться пассажирам и вежливо, с выражением говорить «Dear Passenger. We are pleased you have chosen to travel with us.» Клево, да? Даа, клеево.
А еще, мне определенно идет форма. В общем, этой безумной идеей я сильно заболела.

При записи на собеседование, мне сообщили, что я должна быть в строгой форме, должен присутствовать легкий макияж, аккуратный маникюр.
Волосы должны быть уложены в пучек. Как выяснилось уже в Москве, воспитанные и примерные кандидатки еще должны быть обуты в классические туфли-лодочки на капроновые колготки телесного цвета (и это в 30градусную жару), что заставило нас потратить несколько часиков на походы по магазинам. Кстати, как ни странно, но найти обычные шпильки для волос в столице нашей родины тоже оказалось делом непростым.

Ну вот, наступило долгожданное, очень волнительное утро четверга. Встали пораньше, чтобы точно успеть без опозданий. Я облачилась в белую блузку, юбку-карандаш по колено, аккуратный макияж и шишечку как у балерин :) Ну как против такой можно устоять…

На место мы прибыли за пол часа до собеседования, но раньше назначенного времени в офис нас не пустили. Ровно в 8.30 мы со всеми кандидатами начали собеседование с заполнения анкет, которые после проверялись службой безопасности авиакомпании. В анкете указываются все личные данные начиная с места и даты рождения, заканчивая адресами проживания своих родственников и всеми уголовными и административными ответственностями, вплоть до штрафов в ГИБДД.

Вторым этапом было собеседование у психолога. Оно делилось на 4 задания:
1) письменный тест из 90 вопросов, на которые необходимо было ответить «да, нет, не знаю». Вопросы характера «хороший ли из тебя лидер», рисуют общий портрет личности
2) тест на аудиование, проверяет внимание и быстроту реакции
3) тест, на котором нужно было представить себя официантом, обслуживающим невежливого клиента. Предлагалось несколько конфузных ситуаций, из которых нужно было найти красивое и правильное решение. Ситуации были такие:
— клиент говорит вам «Сколько вас можно ждать? Вы думаете, я буду вас ждать пол часа?»
— клиент говорит «И что, вы считаете, что с такой внешностью вы можете работать официантом?»
Или, например, постоянный клиент пытается закурить в зале для некурящих, а в курящем зале все столики заняты.

4) нужно было нарисовать свой автопортрет. Я нарисовала строгую, но улыбающуюся тетю с челкой, в юбке, блузке и с часами на руке :) Кто-то рисовал цветочки и самолетики, но мне весь этот ажур показался лишним.

После этого было собеседование тет-а-тет с главным менеджером по кадрам и важным дядечкой в форме, по моим подозрениям, пилотом. Сажали посередине аудитории и начинали засыпать каверзными вопросами, на которые нужно было дать ответ, не растеряться и ни в коем случае не показать что ты напуган или взволнован. Вопросы были самого разного характера, от «Сколько лет нашей авиакомпании» до «Что вы будете делать с хамливыми пассажирами на вашем борту, где спиртное строго запрещено, которые его как-то принесли и употребляют».Все мои вежливые попытки решить вопрос мирным путем привели к краху. На мои аргументы вида «-Ребята, вы нарушаете правила авиакомпании. На нашем борту употреблять спиртное строго запрещено» я получала аргументы более веские, «Девочка, иди гуляй!» «Ты новенькая тут? Всегда пили и сейчас будем!» После чего меня обвинили в том, что я не готова к таким ситуациям и рассказали, что в таких случаях девушка-бортпроводник должна звать на помощь бортпроводника – мужчину, а уж он должен будет сделать все, чтобы обеспечить на борту полный порядок, вплоть до физической расправы и до того, что нерадивых пассажиров привяжут к стулу скотчем. Да-да, вспомните это как только в следующий раз захотите расслабиться на борту авиалайнера.

Следующим шагом был английский, проходил в 2 эапа:
1) письменное тестирование, проверялась грамматика
2) Устное общение наедине с преподавателем, который сначала просит прочитать небольшой приветственный текст, потом начинает беседовать с тобой на самые разные темы. Все начинается с безобидного «Расскажи о себе, почему ты выбрала эту профессию» до обсуждений стиля новой формы стюардесс и обсуждений ситуаций на борту, когда пассажиру не нравится, например, блюдо, которое ему принесли. В таком случае, преподаватель представлял интересы пассажира, а ты, соответственно, на английском языке удовлетворял его желания и хотения. Экзамен мне не показался легким. Хотя, сильно сложным он тоже не был.

Итак, все пути пройдены, через 2 рабочих дня после собеседования результат ваших стараний будет известен.
Результат, кстати, может быть 3 видов:
— Нам очень жаль, но вам отказано
— Вы прошли наше собеседование и направлены на ВЛЭК
— Вы не прошли собеседование по английскому языку

В последнем случае через 2 недели вам ставят пересдачу по иностранному, и тут все уже зависит только от вас.

После успешного прохождения ВЛЭКа подписывается договор, после чего становитесь рабом сотрудником авиакомпании. Уу вас впереди 3 увлекательных месяца учебы, оплачивать которые будет авиакомпания. 2 месяца – теория, на которой вы узнаете о том, как оказывать мед. помощь, как вести себя в экстренных ситуациях, вам дадут огромное количество материала по английскому языку и многое другое. Последний месяц – практика, не менее 30 часов стажерских полетов. После нелегкого обучения вам предстоит сдать экзамен Высшей комиссии, на котором принимается решение о присвоении вам звания Бортпроводника третьего разряда. По условиям договора, вы обязаны отработать в компании не менее 3 лет, чтобы «отработать» те расходы, которые компания понесла за период вашей подготовки в отряд бортпроводников.

Обучение проходит 6 дней в неделю, с утра до вечера. Да, в период обучения выплачивается стипендия в размере 4,5 тысяч рублей – 13% налога. И это не смотря на то, что вам нужно снимать квартиру в одном из самых дорогих городов мира, оформлять регистрацию, что-то есть, во что-то одеваться и как-то жить. Так что, дорогие девушки, ищите спонсоров заранее 😉

Стоит еще рассказать про некоторые моменты, наверняка заинтересующие вас:

1)Зарплата: 50 000-80 000 руб.
2) Медицинское обеспечение и страхование персонала;
3) Льготные авиабилеты;
4) Мобильная связь и фитнес программы по корпоративным тарифам;
5) Льготные санаторно-курортные путевки для сотрудников и их детей за счет средств ФСС;
6) На пенсию бортпроводники-женщины выходят в 45 лет;
6) Ученические отпуска компания не предоставляет, поэтому мне, заочнице 3его курса, мечтать о небе пока рано, а жаль. Компания аргументирует это тем, что если все заочники выйдут на сессии, летать летом будет некому.

Особенно ценятся у бортпроводников т.н. «эстафеты», когда вы прилетаете в страну, ваш самолет улетает, а вы около недели ждете нового экипажа. Таким образом, за одну зиму, которую офисные работники проводят за своими пыльными мониторами, бортпроводник успевает побывать на Бали, Малибу, Гоа и еще парочке сладких курортов, с проживанием и питанием в самых лучших отелях, оплачиваемых компанией.

Пожалуй, на сегодня закончу свое повествования. Если у вас еще остались вопросы, пишите, не стесняйтесь.

  • ГостьГость

    Ну я начиталась и тоже теперь хочу полетать 😀

  • Евгений Потребенко

    Go в небо =)

  • http://twitter.com/o_denisova Oksana Denisova

    Через 3 года я все проанализирую и еще раз подумаю над этим :)

  • Alex

    а в пилоты набирают?:)

    • http://twitter.com/o_denisova Oksana Denisova

      Только с высшим профильным образованием. Надо было в УВАУГА поступать, а не в ИАТУ 😉

      • Alex

        :(

  • Le

    Полетал на самолете… Оказалось далеко не очень приятные ощущения….

    • http://twitter.com/o_denisova Oksana Denisova

      почему же? что вам не понравилось? :)

  • Guest

    Так итог какой, Вас взяли ? …..?

    • http://twitter.com/o_denisova Oksana Denisova

      К сожалению, нет 

  • Alwong

    Такого ангела потеряло небо!

    • Аноним

      Благодарю, невероятно приятно )

      • Alwong

        И я рад, что ты осталась с нами на земле :)

  • Unicuel

    а что за авиакомпания была куда вы ездили на собеседование?

    • Аноним

      ТрансАэро

      • Unicuel

        тоже была у них на собеседовании
        но на удивление меня на нем рекрутер отговорил от идеи стать стюардессой

        • Аноним

          Меня тоже отговаривал)) Это своеобразная проверка готовности — он приводит тебе кучу минусов и доводов против профессии и если ты ведешься на них, значит недостаточно хочешь и не готова к этой профессии

  • Natylekk

    а скажите пожалуйста, с плохим ангийским реально пройти собеседование?

    • Аноним

      Если вы проходите все этапы собеседования кроме английского, вас попросят пересдать его ч/з 2 недели. за это время вы сможете подготовиться по тем аспектам, которые нужны на собеседовании. То есть, незнание языка не послужит причиной отказа. По крайней мере, это справедливо для АК Трансаэро

  • Xenia

    Спасибо, очень полезная информация!Мечтаю о небе не так давно,но прониклась уже без остатка. У меня есть еще год,я приложу всевозможные усилия для достижения,теперь уже,жизненной цели!

  • dbnfkbq

    здравствуйте, оксана !!!!!! очень интересная и поучительная история !!!!!!! у меня подруга работает бортпроводником в аэрофлоте и мне советует туда идти. у меня высшее мед. обр-е, 26 лет, рост 178 см, размер одежды 46, но вот англииииийский мой оставляет желать лучшего ((((((( как мне быть !!!!!!????????? непосоветуете !!!!! работал 4 года официантом, 2 года мед. братом и с 2012 и по сегодняшний день врачом-неврологом !!!!! очень нужен ваш совет !!!!!!!

    • Аноним

      Виталий, плотно позанимайтесь английским перед собеседованием. попробуйте почитать тематическую литературу на сайте lingualeo.ru. Там же, кстати, есть словарик для бортпроводников. Заранее подготовьте рассказ о себе на английском. И главгое, будьте на собеседовании уверенны в себе, даже не смотря на пробелы в знаниях. Если вы безупречно пройдете остальные испытания, из-за плохого английского вас не смогут не взять. Удачи вам! Будет интересно узнать вашу историю успеха :) заходите, рассказывайте :)

  • виталий

    Оксана, спасибо Вам за совет !!!!!!!! Транс-аэро потеряло ооочень много )))))))))) обязательно воспользуюсь Вашим советом !!!!!!!))))) надеюсь за год успею освоить немного английский и обязательно попробую !!!)))))

  • http://www.facebook.com/nargiz.arablinskaya Nargiz Arablinskaya

    Оксана, спасибо большое за информацию, очень полезная! а какие требования на медкомиссии, можете сказать?

  • Ivanova-galina7

    оксана спасибо за информацию! полезная!!!! у меня собеседование 18 сентября,страшно так!!!!скажите пожалуйста, а если сказать что я пошла на курсы английского и дляться они 3 месяца и я обезательно выучу!!!!

  • Роман

    Так ты стала сотрудником авиакомпании или хепи енда не вышло?

    • http://odenisova.ru/ Oksana Denisova

      сейчас понимаю, что хэпи энд как раз вышел — не стала! :)

      • PolarSunrise

        «для Атоса это слишком много, для графа де Ла Фер — слишком мало»?

        • http://odenisova.ru/ Oksana Denisova

          да, жизненные ценности с течением времени переосмысливаются и картинка мира меняется :)

          • PolarSunrise

            Да, и особенно интенсивно течение времени в юные годы.
            События, впечатления, эмоции компрессированы. Воздействие столь яркое, что даже отдельная умная книга, сильный фильм, глубокая пьеса или даже музыкальный альбом способны менять мировоззрение кардинально. Не говоря уж о людях, которые просто сносят всё что до них ты выстраивал годами.

            Но даже если и не меняется мировоззрение, всё равно
            интенсивно меняется мировосприятие – одно и то же место спустя год воспринимается иначе – другие цвета, другие запахи, другие чувства. И никуда невозможно войти дважды. Остаётся только фотографировать впечатления и пытаться
            хранить их годами.

            Ну а потом человек становится старше и течение времени
            стабилизируется. )))

          • http://odenisova.ru/ Oksana Denisova

            приятно, что делитесь тут свое философией. Жизнь слишком быстротечна. Остается только фотографировать и хранить все в памяти, вы правы. а тут «Не говоря уж о людях, которые просто сносят всё что до них ты выстраивал годами.» вы просто с ног до головы описали то, что случилось со мной :)

          • PolarSunrise

            В духе старых романов мне на это пожалуй следовало бы
            ответить «Ну что Вы, всего лишь излагаю некоторые скромные мысли, сударыня так добра ко мне, право не стоило». )))

            На самом деле я не уверен, что кому-то действительно
            интересна такая вот философия повседневности. Однако, не могу же я заподозрить Вас в неискренности. Вы выглядите как человек искренний. Хотя внешность зачастую обманчива, всегда есть важные детали – назовём их «маркеры» — которые
            невозможно подделать.

            И главное, что и как человек пишет. О чём, какими словами,
            какие делает выводы, как комментирует написанное. Страница неформального текста написанного человеком скажет о нём больше, чем интервью журналу Esquire. Короче, будем
            считать, что Вы не только вежливы. )))

            Себя же, в свою очередь, могу заподозрить в некотором
            лукавстве. Поскольку никогда нет полной уверенности – заводишь ли ты беседу с умной девушкой, только потому что она умна, или же потому что она выглядит как сказочная
            принцесса.

            Как человек любопытный, конечно же хотел бы спросить, а что
            же такого с Вами случилось? Но вряд ли Вы расскажете. Ведь это что-то личное, а потому не формат блога, да и вообще с чего бы это рассказывать кому-то неизвестному. Остаётся только предположить, что ещё одна история о том, как
            должно было быть здорово, но потом что-то изменилось. Ещё одна история о больших надеждах и горьком разочаровании. И о том, как я стала умнее и сильнее. И о том, как я оставила позади нечто очень важное. И может быть когда-нибудь вернусь за этим, чтобы забрать. Когда-нибудь, но не сейчас.

          • Мария

            и кем Вы работаете сейчас?)

      • Мария

        И кем вы теперь работаете?)

        • admin

          да так же программистом и работаю )))

  • Юлия

    Скажите,если с английским туговато:после школы,института…а в голове кашааа,предложения не могу составить даже…дорога в небо закрыта?или во время учебы можно будет выучить за 3 месяца,что-то ведь знаю и помню…..?или все упирается в собеседование-там не пройти без знания английского?